Организация призыва граждан на военную службу по призыву военными комиссариатами в межвоенный период
(на примере г.Москвы)
С прекращением на фронтах боевых действий главной практической задачей в области строительства вооруженных сил, и вставшей перед Советским государством при переходе на мирное положение, явилась послевоенная демобилизация находившихся в армии семнадцати призывных возрастов (1885 - 1901 годы). С декабря 1920 по февраль 1923 года численность вооруженных сил постепенно - в три этапа - была сокращена с 5,2 млн. до 610 тысяч человек. Уже в 1920 году, в связи с резким сокращением количества и протяженности активных фронтов, с целью усиления боевого состава войск ряд стрелковых соединений и объединений были расформированы, а их личный состав и оружие использованы для доукомплектования других соединений. Кроме того, в условиях начавшегося восстановления народного хозяйства, при сохранившейся угрозе военного нападения на Республику, шесть армий в течение 1920 и января 1921 года были переведены на положение трудовых армий. Сохраняя военную структуру и воинскую дисциплину, эти армии занимались восстановлением фабрик, заводов, железных дорог, добычей топлива и сырья, сельскохозяйственными работами и т.д. В военном отношении они продолжали подчиняться Реввоенсовету Республики, а в трудовом - Совету рабочей и крестьянской обороны (позже - Совет труда и обороны).
23 февраля 1921 года Совет труда и обороны издал постановление об увольнении в бессрочный отпуск красноармейцев 1889 - 1891 гг. рождения. 1 апреля 1921 года принимается решение об увольнении личного состава трудовых армий. Кроме того, приказом Реввоенсовета Республики от 5 июля 1921 года были уволены в бессрочный отпуск все лица командного состава, независимо от занимаемых должностей, достигшие 50 лет, командиры полков и батальонов в возрасте 40 лет, командиры рот и ниже, достигшие 35 лет. Демобилизация предполагалось провести быстро, однако, в связи с чрезвычайно тяжелыми экономическими условиями, процесс сокращения армии растянулся.
Окончание гражданской войны и проводившаяся в связи с этим демобилизация армии обусловили изменение функций и реорганизацию местных органов военного управления. Уточнялась структура Военного комиссариата г. Москвы и Московской губернии. В 1921 году создается отдел допризывной подготовки и спорта. Вместо расформированных райвоенкоматов в Москве были созданы три учетных отделения, которые по приказу военкома города Москвы и московской губернии 28 от 21 января 1921 года называются: Басманное, Бутырское и Замоскворецкое. На них в решении учетных вопросов замыкались 44 отделения милиции, существовавшие в то время в Москве. В составе объединенного военкомата, по состоянию на 15 сентября 1921 года, значилось 326 человек. В 1922 году произошла очередная реорганизация штатной структуры военкомата города Москвы и Московской губернии. По новому штату его численность значительно сократилась. Военкомат стал состоять из трех основных частей: политического секретариата, части военно-хозяйственного снабжения и мобилизационной части.
Добавлено (20.04.2010, 15:27)
---------------------------------------------
В новых условиях военкоматы приступили к выполнению задач учету и подготовке мобилизационных ресурсов, составлению мобилизационных планов и организации призыва ресурсов и поставке транспортных средств по мобилизации. К концу 1921 года на воинском учете в г. Москве состояло 167,5 тысяч человек. В 1922 году издается первое «Наставление по мобилизации», на основании которого военные комиссариаты приступили к организации плановой мобилизационной работы. В нем в значительной степени использовался дореволюционной опыт.
В ходе демобилизации армии московские военкоматы проводили большую работу по постановке на военный учет демобилизованных красноармейцев и оказании им помощи, вплоть до обеспечения их определенными видами продуктов и предметов широкого потребления. И если в начале эта работа вызывала немало нареканий, то в последующем основные недостатки были устранены благодаря неослабному контролю со стороны руководства МВО, военкомата г. Москвы и Московской губернии. Так 30 июля 1923 года с этой целью был издан приказ № 960 от Командующего войсками МВО тов. Н. Муралова «Об организации губернских и окружных комиссий по улучшению быта демобилизованных красноармейцев и военморов». В исполнении этого приказа 23 и 31 августа 1923 года состоялись заседания Московской окружной комиссии по оказанию помощи демобилизованным красноармейцам и военморам под председательством заместителя военкома г. Москвы и Московской губернии тов. Мардена. Были заслушаны сообщения о реальной возможности оказания помощи демобилизованным; о предоставлении прибывающим в г. Москву демобилизованным жилых помещений для временной остановки; о приеме в милицию бывших красноармейцев; о сроке, в течение которого демобилизованные по их увольнении из армии, имели право на оказание им помощи; о денежных средствах.
Одновременно с демобилизацией красноармейцев приходилось, в соответствии с требованиями мирного времени, реорганизовать армию. Непрерывная текучесть личного состава, неустойчивость организационных форм расшатывали воинскую дисциплину и снижали боеготовность войск. Уровень боевой подготовки был невысок. Уставы и наставления устарели и не отвечали новым задачам. Не соответствовала современным требованиям и система подготовки командных кадров. Оставались нерешенными вопросы комплектования армии, ее вооружения и снабжения в условиях мирного времени.
Декретом ВЦИК и СНК от 28 сентября 1922 года о воинской обязанности для всех граждан РСФСР мужского пола было впервые введено деление обязательной военной службы на действительную (со сроками службы в зависимости от рода войск от 1,5 до 4,5 лет) и состояние в запасе (до 40-летнего возраста). Призыву в армию подлежали мужчины в возрасте 20 лет. Для военнообязанных запаса впервые были установлены и проводились учебные сборы как одна из форм выполнения воинской обязанности. Этот декрет заложил основы прохождения действительной военной службы гражданами республики в мирное и военное время, что в свою очередь в значительной мере повлияло на дальнейшую работу военкоматов.
С переходом страны на мирное положение на Военный комиссариат г. Москвы и Московской губернии была возложена функция организации и проведения специальной допризывной подготовки молодежи, которая до упразднения всеобуча в 1923 году осуществлялась в его рамках. Уже 29 сентября 1921 года Комиссар Москвы и губернии Н.Г. Алмазов подписал приказ о начале допризывного обучения молодежи с учетом физкультуры. В приказе были указаны места, где надлежало организовать учебные места и обеспечить явку допризывников.
А в октябре 1921 года на совещании начальников Всеобщего военного обучения и инструкторов московских военкоматов доводится «План для занятий по допризывной подготовке по спортивным видам в течение зимнего сезона 1921 - 1922 годов. С каждым годом возрастали обязанности и ответственность
военкомата гор. Москвы и Московской губернии за организацию и проведение работы с допризывной молодежью. В приказе Главного начальника Всевобуча от 14 апреля 1922 года было указано: «Допризывник, поступающий в Красную армию должен знать, куда и зачем он идет. Эти знания он может получить и большинство случаев только во время прохождения допризывной подготовки.
Добавлено (20.04.2010, 15:28)
---------------------------------------------
В Москве в 1922 году допризывная подготовка проводилась в шести районных военно-спортивных центрах по 96-часовой программе. Особое внимание обращалось на усвоение допризывниками обязанностей одиночного бойца и умение сознательно действовать, как в одиночку, так и в составе отделения; на твердое усвоение техники рассыпного строя и обязанности начальника отделения; на твердое знание главных частей винтовки, на умение с ней обращаться, заряжать, прицеливаться и производить меткий выстрел. Помимо строевых и специальных занятий с допризывниками организовывались занятия по физкультуре. Одной из важнейших задач работы с допризывной молодежью того времени была ликвидация азбучной неграмотности.
Кроме того, определенная часть допризывников, прошедших основное военное обучение, направлялась на дополнительное обучение по 120-часовой программе специальной подготовки для службы, как в пехоте, так и в специальных родах войск. В соответствии с положением о специальной военной допризывной подготовке утвержденной Реввоенсоветом 20 апреля 1922 года она должна была углубить и расширить общее военное обучение допризывников и сообщить им начальные сведения о соответствующей специальной отрасли военного дела. По каждому роду войск Главным управлением всеобуча разрабатывалась своя программа обучения. Занятия проводились инструкторами назначенными военкоматами, а при их недостатке и комсоставом воинских частей, на базе которых проводилась подготовка. Призывникам , прошедшим специальную подготовку предоставлялось право проходить службу в том роде войск , по которому они готовились.
Московские комиссариаты с энтузиазмом включились в работу по допризывной подготовке молодежи. Не случайно в приказе командующего войсками Московского военного округа Н.И. Муралова за успешную подготовку допризывников военному комиссару г. Москвы и губернии Н.Г. Алмазову и помощнику тов. И. Артемьеву была объявлена благодарность.
8 августа 1923 года Декретом ЦИК и СНК СССР «Об организации территориальных войсковых частей и проведения военной подготовки трудящихся были заложены законодательные основы смешанной территориально-кадровой системы комплектования армии, просуществовавшей до середины тридцатых годов.
Согласно декрету воинская обязанность переменного состава территориальных частей складывалась из 4-летней военном службы в форме ежегодных краткосрочных (не более 2 месяцев) сборов и состояния в запасе до 40-летнего возраста. Декретом предусматривались и другие формы выполнения воинской обязанности: предварительная военная подготовка (с юношами в возрасте от 16 до 18 лет); допризывная военная подготовка (с лицами, достигшими 19 лет); вневойсковая военная подготовка (с лицами, по различными причинам не проходившими действительную военную службу).
Переход на кадрово-милиционную систему устройства вооруженных сил страны позволил охватить боевой подготовкой большую часть населения, поддерживать на необходимом уровне боеспособность войск при минимальных экономических затратах на их содержание в обстановке, когда народное хозяйство страны только начало восстанавливаться. С переходом армии на новые принципы организационного строительства перед военными комиссариатами возникли задачи большой сложности по осуществлению территориально-милиционной системы, организации допризывной и вневойсковой подготовки, осуществлению призывов военнообязанных на сборы и на службу в территориальных частях, а также налаживанию воинского учета на местах.
Добавлено (20.04.2010, 15:28)
---------------------------------------------
Основные направления военной реформы были продиктованы жизнью и сводились к реорганизации и укреплению аппарата управления военного ведомства, введению смешанной системы комплектования армии, сочетанию кадровых и территориально-милиционных формирований, определению принципов национального военного строительства в рамках СССР, упорядочению порядка прохождения военной службы, введению единоначалия в армии, установлению плановости в боевой учебе и усилению воспитательной работы среди личного состава. Сущность экономического аспекта военной реформы того периода наиболее ярко проявились в 2-х ее направлениях: в переходе к смешанному принципу строительства войск и в принятой системе снабжения армии и флота. Прежде средством, обеспечивающим планомерное проведение мобилизации страны, должна была постоянная армия. Но в стремлении облегчить для населения военное бремя в 1924 году армия была сокращена еще на 50 тысяч человек, и, таким образом, вместо прежних 610 тысяч осталось 560 тысяч человек. А так как из этого числа значительная часть приходилась на тыловой аппарат и обслуживающие элементы, то на долю собственно боевых частей армии оставалось еще меньше. Поэтому говорить достаточно сильной армии, способной обеспечить обороноспособность страны в тех условиях не приходилось.
Резкое сокращение вооруженных сил и ограниченные финансовые возможности государства создавали большие трудности в подготовке армии к мобилизационному развертыванию в военное время. Ежегодная общая численность призывного состава (без ущерба для народного хозяйства) составляла около 900 тысяч человек, но Красная Армия могла принять не более 300 тысяч военнослужащих. Таким образом, до 600 тысяч человек ежегодно не могли получить военную подготовку.
При общем сокращении армии милиционная система позволяла сохранить большее число воинских соединений с их аппаратом и основными офицерскими кадрами в качестве ядра для развертывания их в военное время. Они были постоянной военной организацией, переменным являлся лишь рядовой состав и часть командного состава. Причем штат территориальной дивизии мирного времени был довольно значительным. Он составлял 16 процентов от штатного состава дивизии военного времени. В то же время штат кадровой дивизии составлял несколько более 25 процентов от штата дивизии военного времени.
Основным достоинством такой системы была ее относительная экономичность. В 1925 году на содержание кадровой дивизии требовалось 1 млн. 800 тыс. рублей, а территориальной - 1 млн. 700 тыс. рублей. Однако в кадровой дивизии военную подготовку получало 4,4 тыс. человек за 2 года, а в территориальной - 12 тыс. человек за 8 месяцев.
Переход к территориальной системе обучения войск был вынужденной мерой, вызванной экономическими трудностями необходимостью уменьшить расходы на содержание армии. При том уровне техники и сложившемся международном положении она себя полностью оправдала, поскольку непосредственной угрозы вооруженного нападения на СССР не было. Наряду с этим в территориальной системе имели место и недостатки (слабая теоретическая и практическая подготовка переменного командного состава, низкая материально-техническая база и др.).
Народный Комиссар по военным и морским делам М.В. Фрунзе объяснял причины, побудившие руководство страны приступить к созданию территориально - милиционных формирований следующим образом: «в основе нашего военного устройства лежит принцип сочетания постоянной кадровой армии с ми-лицией. Милиционное строительство - вопрос новый и к нему следует подходить осторожно. Вы можете спросить: нет ли какого-нибудь другого средства, чтобы разрешить вопрос о строительстве наших вооруженных сил, оставаясь на почве старых, привычных методов организации кадровой армии, а не милиции? Это средство есть, но мы воспользоваться им не можем. Этот выход могла бы нам дать постоянное кадровая армия такой численности, какую имел царь в свое время... Но содержание такой армии легло бы, во-первых, непосильным бременем на плечи населения и, во-вторых, это, действительно, служило бы для всего мира доказательством красного империализма, ибо армия мирного времени в таком числе есть армия нападения, а не обороны. Вот почему этим путем мы идти не можем ни по политическим, ни по финансовым соображениям и выход находим в сочетании момента кадровой армии с милиционной системой». Сразу после принятия Декрета «Об организации территориальных войсковых частей и проведения военной подготовки трудящихся началось повсеместное создание территориально-милиционных формирований. Уже 1923 году из призванных по Москве и губернии почти половина (5495 человек) были зачислены в территориальные части. Всего же в этом году новые формирования в РККА составляли 17,2 процентов от общего количества соединений. К 1926 году их удельный вес достиг уже 65,8 процентов. При этом почти все стрелковые дивизии на территории Московского военного округа были переведены на новый принцип комплектования.
Добавлено (20.04.2010, 15:30)
---------------------------------------------
В июле 1924 года Оргбюро ВКП (6) обсудило возможности установления единоначалия в Вооруженных Силах, приняло решение о постепенном переходе к нему и возложило решение этой задачи на РВС СССР. 30 июля Реввоенсовет издал приказ о присвоении всему командному составу единого звания «командир РККА. Осенью того же года были установлены знаки различия: «треугольники» для младшего, «квадраты» для среднего, «прямоугольники» (шпалы) для старшего, «ромбы» для высшего командного состава. Командный состав РККА был разделен не только на четыре группы, но и на 14 категорий.
С завершением демобилизации и переходом на смешанную систему комплектования вооруженных сил допризывная подготовка молодежи приобрела исключительно важную роль в деятельности военных комиссариатов. Увеличивалось количество проводимых мероприятий. Так, 18 августа 1923 года под руководством и при непосредственном участии военкоматов столицы во всех районах г. Москвы проводились праздники, посвященные Международному юношескому движению. На торжествах с призывниками состоялись конференции, читались лекции, доклады. Демонстрировались кинофильмы. Всего в этих мероприятиях приняло участие 8094 допризывника.
В ходе совещаний со столичными военкоматами, проводимых по вопросам допризывной подготовки в это время, особое внимание обращалось работе с допризывниками по вопросам военной пропаганды, работы кружков физкультуры, проведение в контакте с местными партийными и комсомольскими организациями спектаклей, кинопоказа, вечеров, бесед. Всем инструкторам в военкоматах предписывалось «принять все меры к более успешному проведению обучения граждан 1902 года и помнить, что в Красную Армию осенью 1923 года должен явиться вполне подготовленный состав.
Военный комиссар г. Москвы и Московской губернии Н.Г. Алмазов докладывал президиуму Моссовета об организации допризывной подготовки граждан, родившихся в 1902 и 1903 годах. Он отмечал, что «учетная часть по выполнению программы обучения и самообучение будет проведена Комсоставом 14-й дивизии и начнется не позднее 1-го октября с/г». Работа по организации пунктов обучения, оборудованию учебных мест, учет и регистрация допризывников, снабжение учебными пособиями ложилась на аппарат военкомата при содействии местной власти. На заседании президиума Моссовета рассматривался вопрос о выделении дополнительных денег на эти мероприятия. Так же доводилась дислокация пунктов обучения граждан.
Сборные команды допризывников г. Москвы и Московской губернии в 1923 году заняли первое место на лыжных соревнованиях на первенство РККА и в первенстве Московского военного округа по легкой атлетике, футболу и городкам. Однако эффективность этой работы все еще оставляла желать лучшего, особенно в плане массовых оздоровительных мероприятий. В том же году из подлежащих призыву были признаны годными к службе лишь чуть больше половины.
В последующие годы возрастал охват молодежи допризывной подготовкой. Так в 1924 году в г. Москве ею было охвачено более 14 тысяч человек. Совершенствовались формы работы, в частности, 12 января 1925 года было проведено гарнизонное делегатское собрание допризывников г. Москвы. На собрании принимали участие 700 допризывников, 200 красноармейцев и 60 курсантов. На конференции присутствовал заместитель командующего войсками Московского военного округа Базилевич Т.Д., который призвал собравшихся успешно окончить допризывную подготовку. Открывая собрание, Военный комиссар г. Москвы и Московской губернии Иванов А.И. указал, что «допризывная молодежь должна должным образом изучать военное искусство, укреплять свое здоровье и пополнять умственный багаж.
Существенной реорганизации подверглись местные органы военного руководства, которые были приведены в соответствии с новой системой строительства Вооруженных Сил. До военной реформы губернский военкомат являлся высшим военно-административным органом губернии. Ему подчинялись уездные военные комиссариаты, которые представляли собой первичные военно-мобилизационные органы и ведали всеми вопросами, связанными с отбыванием гражданами воинской повинности, призывом на военную службу и учетом военнообязанных. Территориальная система комплектования войск расширила функции окружного военкомата. Из аппарата, ведавшего прежде всего лишь учетно-мобилизационными делами, он превратился в организатора всей военной работы на территории округа, а губернские военкоматы оказались лишь промежуточной инстанцией.
Добавлено (20.04.2010, 15:30)
---------------------------------------------
По мере расширения строительства милиционно-территориальных формирований все более обнаруживалась необходимость перестройки органов местного военного управления. Милиционные дивизии комплектовались по территориальному принципу, и их боевая готовность в большей степени зависела от того, как органы местного военного управления обеспечат комплектование этих частей и соединений личным составом и всеми материальными ресурсами.
Командование милиционных соединений и частей все теснее связывалось с военкоматами, ведавшими учетом и мобилизацией населения и руководило их деятельностью. По указанию командиров войсковых частей военкоматы проводили среди населения всю подготовительную организационно-учебную работу для милиционных формирований. Они же являлись связующим звеном между войсковыми частями и местными советскими, партийными и профсоюзными органами.
В то же время милиционные войсковые части и соединения сами стали решать отдельные задачи, которые ранее возлагались на органы местного военного управления. Они самостоятельно учитывали приписанных к ним местных жителей, производили их медицинское освидетельствование, ведали вопросами перемещения и выбытия приписанных и т.д. В связи с этим ЦИК и СНК СССР 9 января 1925 года приняли постановление «О реорганизации местных органов Народного комиссариата военно-морским делам».
В соответствии с данным постановлением в 1925 году была произведена реорганизация органов местного военного управлении в интересах развернувшегося территориально-милиционного строительства Советских Вооруженных Сил. При этом административные функции возлагались на Главное Управление РККА, которое должно было руководить учетом и призывом военнообязанных, штатным устройством, комплектованием частей, перемещением командного состава.
Для более тесной связи с населением и местными органами власти в мае 1925 года были созданы территориально войска. В губерниях, где не было военных частей, создавались губернские управления территориальных округов, а в губерниях, на территории которых располагались штабы соединений, были образованы корпусные или дивизионные управления территориальных округов, которые организационно были связаны с войсковыми соединениями. Управления территориальных округов ведали вопросами приписки и учета военнообязанных, лошадей, обоза, проведением очередных призывов граждан на действительную военную службу и по мобилизации, составлением мобилизационного плана, организацией и проведением допризывной и вневойсковой подготовки, обеспечением квартирным довольствием частей, вопросами службы караульных частей.
В ходе этой реорганизации Военный комиссариат г. Москвы и Московской губернии, на основании приказа РВС СССР 346, преобразуется в Управление территориального округа г. Москвы и Московской губернии с сохранением ранее возложенных функций. Он переезжает из дома 5а на улице Белинского, где дислоцировался с 1924 года, в помещение по адресу ул. Никольская, 8. Одновременно город Москва включается в состав управления мобилизационного округа Московской области. В приказе 1 Управления территориального округа г.Москвы и Московской губернии от 1 мая 1925 года его начальник Иванов Алексей Иванович, объявив о переформировании комиссариата, возложил на своего помощника Брагина Василия Ивановича руководство военно-допризывной подготовкой.
Значительные трудности в работе органов местного военного управления, в период перехода армии к территориально-милиционному строительству, были вызваны отсутствием необходимых регламентирующих документов, которые определяли бы порядок призыва граждан для службы в армии, предоставления отсрочек и льгот, сроки прохождения службы, порядок увольнения выслуживших установленные сроки службы и т. д.
Добавлено (20.04.2010, 15:30)
---------------------------------------------
Большое значение в деле упорядочения деятельности по укомплектованию войск личным составом имел Закон об обязательной военной службе, принятый 18 сентября 1925 года, поскольку предусматривал прохождение службы призываемых в армию на должности рядового и младшего командного состава как в кадровых, так и в территориально-милиционных частях. Он определял задачи по допризывной подготовке молодежи, порядок проведения призыва граждан на действительную военную службу и предоставление льгот и отсрочек, прохождение действительной военной службы и пребывание в запасе, права и обязанности граждан, призванных на действительную военную службу и т. д. Основные принципы и формы реализации воинской обязанности были сохранены в последующих редакциях закона, изданных в 1928 и 1930 годах.
Этот закон устанавливал продолжительность обязательной военной службы для красноармейского и младшего командного состава в 21 год (с 19 до 40 лет). Она включала: допризывную подготовку лиц мужского пола по достижению 19 лет; действительную военную службу лиц достигших 21 года продолжительного 5 лет, состояние в запасе - 14 лет. При этом действительная служба в кадровых частях слагалась из непрерывной службы в течение 2-4 лет (в зависимости от рода войск) и пребывания 1-3 года в долгосрочном отпуске с привлечением на учебные сборы продолжительностью не более двух месяцев.
Наряду с этим большая часть молодых людей проходила службу в милиционно-территориальных частях в течение пяти лет, призываясь на краткосрочные сборы общей продолжительностью 8-12 месяцев (в зависимости от рода войск). При этом первый год службы следовало пройти трехмесячное обучение в переменном составе территориальных частей. В промежутках между сборами красноармеец считался в краткосрочном отпуск e и занимался своей постоянной работой.
По закону об обязательной военной службе в стране была введена вневойсковая подготовка. Она являлась одним из видов действительной военной службы. К вневойсковой подготовке военнослужащих привлекались все трудящиеся призывного возраста, годные к военной службе, но оставшиеся в излишке после выполнения нарядов на укомплектование РККА. Общий срок действительной военной службы этих лиц составлял 5 лет, общая же продолжительность обучения на сборах - 6 месяцев, а и течение каждого года службы - не свыше 3 месяцев.
Нетрудовые элементы исполняли воинскую обязанность в составе тылового ополчения. В мирное время с них взимался специальный военный налог. В военное время предусматривалось их использование в составе особых команд по обслуживанию тыла и фронта.
К допризывной подготовке привлекались все трудящиеся мужского пола после достижения ими 19 лет на 1 января того года, когда они привлекаются к подготовке. Срок допризывной подготовки определялся в 2 месяца (по месячному учебному сбору в течение двух лет). Перед сборами допризывники освидетельствовались на предмет годности к военной службе. Негодные освобождались и исключались с учета военнообязанных.
Призыв в армию военными комиссариатами, согласно Закону об обязательной военной службе, был проведен осенью 1925 года. Призывались граждане, родившиеся в 1903 году. Перед призывом был тщательно уточнен призывной контингент и определена потребность войск в молодом пополнении. Детально разрабатывалась техника проведения призыва, для чего было издано «Руководство по очередным призывам». Составлена инструкция по вопросам медицинского освидетельствования и распределения призываемых по родам войск.
Добавлено (20.04.2010, 15:31)
---------------------------------------------
Вопросы призыва находили широкое отражение в Московской прессе. Так в 1925 году в окружной газете «Красный воин» была опубликована статья командующего войсками Московского военного округа К.Е. Ворошилова «Очередной призыв и Красная Армия», которая получила широкое обсуждение. Большое внимание привлекло письмо Революционного Совета Республики и председателя Совета Народных Комиссаров СССР по вопросу призыва молодежи 1903 года рождения. Под рубриками «День призыва», «Усердно изучай военное дело», «Усердно учась, крепим мощь Красной Армии», «Среди допризывников» печатались сообщения из военкоматов, районных пунктов о подготовке допризывников, о положительном опыте работы. Одновременно публиковались разъяснительные материалы о льготах, предоставляемых красноармейцам и их семьям, задачах призывников, сроках и местах призыва.
Эти мероприятия позволили перейти к комплектованию вооруженных сил личным составом на основе твердых законоположений, регламентировавших отбывание гражданами воинской повинности. С 20 октября по 14 ноября 1925 года из г. Москвы было отправлено в армию и флот 5673 человека. Успешному проведению призыва граждан 1903 года рождения способствовало усиление работы среди допризывной молодежи. В то же время из отправленных призывников 15 процентов составляли безработные, а 449 человек согласно официальным данным пришлось отправить в части в нетрезвом виде.
Все это заставляло изыскивать новые формы и методы работы. В частности стали широко практиковаться проверки состояния допризывной подготовки в районах Москвы специальными комиссиями. Так осенью 1925 года такая работа была проведена в Рогожско-Симоновском районе. Из общего количества допризывников этого района рабочих было 484 человека, безработных - 120, крестьян - 22, служащих - 143, в том числе неграмотных -20, малограмотных - 50. Результаты проверки показали, что район в целом оборудован для проведения занятий. Командный состав подговлен хорошо, но политруки очень слабо. Пропуски занятий незначительны, однако комсомольцы, которых в составе допризывников было 18 процентов, пропускали порядка 50 процентов занятий, объясняя это комсомольской нагрузкой. Имелись случаи увольнения допризывников с работы за посещение военной подготовки. Были намечены пути искоренения недостатков.
Совершенствовалась подготовка и командного состава запаса. В декабре 1925 года было введено в действие Положение о порядке проведения переподготовки начсостава, находящегося в долгосрочном отпуске и в запасе РККА. В этих целях местные органы военного управления Москвы провели переучет начальствующего состава, не состоящего на действительной военной службе в РККА.
Переподготовка проводилась при штабах дивизий. Лица командного состава запаса привлекались на учебные сборы, военные игры, полевые поездки и маневры. Общий срок сбора за время нахождения в запасе составлял около года. По окончании переподготовки проводилась проверка усвоения программы и аттестование в целях определения пригодности обучавшихся к исполнению определенных должностных обязанностей в военное время.
Перевооружение армии, создание новых и модернизация существующих родов войск предъявляли повышенные требования к уровню технической подготовки, как постоянного состава, так и допризывников. Оснащение войск новой боевой техникой и более совершенным вооружением требовало от командиров и бойцов не только глубоких теоретических знаний, но и практических навыков. Реввоенсовет разработал ряд мероприятий по совершенствованию системы подготовки командного состава, по реорганизации и расширению сети высших и средних учебных заведений. Был издан приказ «Об овладении техникой и технической пропаганде, в котором предъявлялись требования по настойчивому овладению личным составом техникой, тщательному уходу за ней, исключавшему аварийность. Принципиально новым было создание специализированных учебных заведений, которые позволяли готовить кадры с учетом технической оснащенности войск и входивших в них родов войск, особенностей их боевого применения. Создавались военно-технические кружки, широко распространялся опыт лучших специалистов, читались лекции и доклады на технические темы.
Добавлено (20.04.2010, 15:31)
---------------------------------------------
Новые подходы к системе подготовки призывников нашли свое отражение в «Инструкции по проведению очередного призыва в 1926 году утвержденной командующим войсками Московского военного округа Г.Д. Базилевичем и разосланной начальникам управлений территориальных округов.
В этом документе особое внимание было обращено на проведение тщательного отбора призываемых, пригодных для прохождения военной службы во всех отношениях; планомерное распределение призванных по категориям и частям в зависимости от их психофизического состояния, социального положения, специальностей; равномерное использование всех команд по призыву на призывных участках; планомерное выполнение работ по призыву, позволявшее сосредоточить все имеющиеся силы и средства на любом моменте работ; всемерное упрощение работ в целях экономии сил и времени органов, производивших призыв, и самих призываемых. В результате призыв 1926 года прошел организовано. Из Москвы было призвано 18124 человека.
В последующие годы работа по организации призывов находиться в центре внимания местных органов военного управления. Так в приказе 191 от 12 августа 1927 года Управления территориального округа г. Москвы и Московской губернии «О призыве на действительную военную службу граждан, родившихся 1905 году отмечались недостатки прошлого призыва и ставились задачи по подготовке нового.
В частности, выдвигались требования по совершенствованию отбора тыло-ополченцев, улучшению работы медкомисий по медосвидетельствованию призывников, выявлению всех неграмотных и малограмотных среди призывников и организации с ними занятий в специальных пунктах, более широкому привлечению общественных организаций (ОСОАвиахим, МОПР, ОДР и др.) и культ-шефов (союзы РАБИС и РАБПРОС), повышению эффективности справочной работы и другие. За подписью начальника Управления территориального округа г. Москвы и губернии А.И. Иванова, начальника мобилизационной части Лямина, начальника 3-го отделения Юдина были подготовлены и направлены рекомендации но порядку призыва, формах доклада, план испытания по медицинским данным призываемых, список амбулаторий, к которым прикреплены призывные комиссии.
Следовательно, во второй половине двадцатых годов из года в год возрастала роль местных органов военного управления в комплектовании личным составом армии и флота, в поддержании необходимой их боевой готовности. Эта тенденция обусловила восстановление в г. Москве: Краснопресненского, Бауманского, Сокольнического, Замоскворецкого, Пролетарского и Хамовнического районных военных комиссариатов, которые начинали функционировать с 1 ноября 1929 года. Одновременно Управление территориального округа г. Москвы и Московской губернии преобразуется в Управление территориального округа 2-го стрелкового корпуса, начальником которого назначается Коршунов Николай Михайлович. Эти изменения были связаны еще и с тем, что в Советском Союзе происходили территориально-административные преобразования, в ходе которых губернии и уезды упразднялись, а взамен вводилось деление на области, подразделявшиеся на округа, а последние в свою очередь - на районы.
Добавлено (20.04.2010, 15:32)
---------------------------------------------
В годы технического перевооружения Красной Армии была значительно расширена сеть военно-учебных заведений, перестроено содержание учебных планов и программ. Если до 1929 года военные школы готовили командные кадры в основном для пехоты и кавалерии, то в начале 30-х годов делается упор на подготовку танкистов, артиллеристов, связистов, саперов и других специалистов. В этот период местные органы военного управления Мо<