Четверг, 28.11.2024, 03:29
  Приветствую Вас Гость | RSS
  Главная | Организация призыва граждан на военную службу по призыву - ГВИР "Нарвик"-Москва | Регистрация | Вход
[ Google Translator : EN  DE  FR  SL ][ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Организация призыва граждан на военную службу по призыву
jagerДата: Вторник, 20.04.2010, 15:52 | Сообщение # 1
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 48
Репутация: 0
Статус: Offline
Организация призыва граждан на военную службу по призыву военными комиссариатами в межвоенный период
(на примере г.Москвы)
С прекращением на фронтах боевых действий главной практической задачей в области строительства вооруженных сил, и вставшей перед Советским государством при переходе на мир­ное положение, явилась послевоенная демобилизация находив­шихся в армии семнадцати призывных возрастов (1885 - 1901 годы). С декабря 1920 по февраль 1923 года численность во­оруженных сил постепенно - в три этапа - была сокращена с 5,2 млн. до 610 тысяч человек.

Уже в 1920 году, в связи с резким сокращением количества и протяженности активных фронтов, с целью усиления боевого состава войск ряд стрелковых соединений и объединений были рас­формированы, а их личный состав и оружие использованы для до­укомплектования других соединений. Кроме того, в условиях начавшегося восстановления народного хозяйства, при сохранившейся угрозе военного нападения на Республику, шесть армий в течение 1920 и января 1921 года были переведены на положение трудовых армий. Сохраняя военную структуру и воинскую дисцип­лину, эти армии занимались восстановлением фабрик, заводов, железных дорог, добычей топлива и сырья, сельскохозяйственны­ми работами и т.д. В военном отношении они продолжали под­чиняться Реввоенсовету Республики, а в трудовом - Совету рабо­чей и крестьянской обороны (позже - Совет труда и обороны).

23 февраля 1921 года Совет труда и обороны издал по­становление об увольнении в бессрочный отпуск красноармейцев 1889 - 1891 гг. рождения. 1 апреля 1921 года принимается ре­шение об увольнении личного состава трудовых армий. Кроме то­го, приказом Реввоенсовета Республики от 5 июля 1921 года бы­ли уволены в бессрочный отпуск все лица командного состава, независимо от занимаемых должностей, достигшие 50 лет, ко­мандиры полков и батальонов в возрасте 40 лет, командиры рот и ниже, достигшие 35 лет. Демобилизация предполагалось про­вести быстро, однако, в связи с чрезвычайно тяжелыми экономи­ческими условиями, процесс сокращения армии растянулся.

Окончание гражданской войны и проводившаяся в свя­зи с этим демобилизация армии обусловили изменение функций и реорганизацию местных органов военного управления. Уточня­лась структура Военного комиссариата г. Москвы и Московской губернии. В 1921 году создается отдел допризывной подготов­ки и спорта. Вместо расформированных райвоенкоматов в Москве были созданы три учетных отделения, которые по при­казу военкома города Москвы и московской губернии 28 от 21 января 1921 года называются: Басманное, Бутырское и За­москворецкое. На них в решении учетных вопросов замыкались 44 отделения милиции, существовавшие в то время в Москве. В составе объединенного военкомата, по состоянию на 15 сен­тября 1921 года, значилось 326 человек. В 1922 году произо­шла очередная реорганизация штатной структуры военкомата города Москвы и Московской губернии. По новому штату его численность значительно сократилась. Военкомат стал состоять из трех основных частей: политического секретариата, части во­енно-хозяйственного снабжения и мобилизационной части.

Добавлено (20.04.2010, 15:27)
---------------------------------------------
В новых условиях военкоматы приступили к выполнению задач учету и подготовке мобилизационных ресурсов, составлению мобилизационных планов и организации призыва ресурсов и поставке транспортных средств по мобилизации. К концу 1921 года на воинском учете в г. Москве состояло 167,5 тысяч человек. В 1922 году издается первое «Наставление по мобилизации», на основании которого военные комиссариаты приступили к организации плановой мобилизационной работы. В нем в значительной степе­ни использовался дореволюционной опыт.

В ходе демобилиза­ции армии московские военкоматы проводили большую работу по по­становке на военный учет демобилизованных красноармейцев и оказании им помощи, вплоть до обес­печения их определенными видами продуктов и пред­метов широкого потребле­ния. И если в начале эта работа вызывала немало нареканий, то в последующем основные недостатки были устранены благодаря неослабному контролю со стороны руководства МВО, военкомата г. Москвы и Московской губернии. Так 30 июля 1923 года с этой целью был издан приказ № 960 от Командующего войсками МВО тов. Н. Муралова «Об организации губернских и окружных комиссий по улучшению быта демобилизованных красноармейцев и военморов». В испол­нении этого приказа 23 и 31 августа 1923 года состоялись за­седания Московской окружной комиссии по оказанию помощи демобилизованным красноармейцам и военморам под предсе­дательством заместителя военкома г. Москвы и Московской гу­бернии тов. Мардена. Были заслушаны сообщения о реальной возможности оказания помощи демобилизованным; о предоставлении прибывающим в г. Москву демобилизованным жилых помещений для временной остановки; о приеме в милицию быв­ших красноармейцев; о сроке, в течение которого демобили­зованные по их увольнении из армии, имели право на оказание им помощи; о денежных средствах.

Одновременно с демобилизацией красноармейцев приходи­лось, в соответствии с требованиями мирного времени, реорга­низовать армию. Непрерывная текучесть личного состава, неус­тойчивость организационных форм расшатывали воинскую дис­циплину и снижали боеготовность войск. Уровень боевой подго­товки был невысок. Уставы и наставления устарели и не отвеча­ли новым задачам. Не соответствовала современным требова­ниям и система подготовки командных кадров. Оставались не­решенными вопросы комплектования армии, ее вооружения и снабжения в условиях мирного времени.

Декретом ВЦИК и СНК от 28 сентября 1922 года о воин­ской обязанности для всех граждан РСФСР мужского пола бы­ло впервые введено деление обязательной военной службы на действительную (со сроками службы в зависимости от рода войск от 1,5 до 4,5 лет) и состояние в запасе (до 40-летнего возраста). Призыву в армию подлежали мужчины в возрасте 20 лет. Для военнообязанных запаса впервые были установлены и проводились учебные сборы как одна из форм выполнения воин­ской обязанности. Этот декрет заложил основы прохождения действительной военной службы гражданами республики в мир­ное и военное время, что в свою очередь в значительной мере повлияло на дальнейшую работу военкоматов.

С переходом страны на мирное положение на Военный ко­миссариат г. Москвы и Московской губернии была возложена функция организации и проведения специальной допризывной подготовки молодежи, которая до упразднения всеобуча в 1923 году осуществлялась в его рамках. Уже 29 сентября 1921 года Комиссар Москвы и губернии Н.Г. Алмазов подписал приказ о начале допризывного обучения молодежи с учетом физкультуры. В приказе были указаны места, где надлежало ор­ганизовать учебные места и обеспечить явку допризывников.

А в октябре 1921 года на совещании начальников Всеобще­го военного обучения и инструкторов московских военкоматов доводится «План для занятий по допризывной подготовке по спортивным видам в течение зимнего сезона 1921 - 1922 годов. С каждым годом возрастали обязанности и ответственность

военкомата гор. Москвы и Московской губернии за организацию и проведение работы с допризывной молодежью. В приказе Глав­ного начальника Всевобуча от 14 апреля 1922 года было указано: «Допризыв­ник, поступающий в Крас­ную армию должен знать, куда и зачем он идет. Эти знания он может получить и большинство случаев только во время прохож­дения допризывной подго­товки.

Добавлено (20.04.2010, 15:28)
---------------------------------------------
В Москве в 1922 году допризывная подготовка проводилась в шести рай­онных военно-спортивных центрах по 96-часовой программе. Особое вни­мание обращалось на ус­воение допризывниками обязанностей одиночного бойца и умение сознательно действовать, как в одиночку, так и в составе отделения; на твердое усвоение техники рассыпного строя и обязанности начальника отделения; на твердое знание главных частей винтовки, на умение с ней обращаться, заря­жать, прицеливаться и производить меткий выстрел. Помимо строевых и специальных занятий с допризывниками организовывались занятия по физкультуре. Одной из важнейших задач ра­боты с допризывной молодежью того времени была ликвидация азбучной неграмотности.

Кроме того, определенная часть допризывников, прошед­ших основное военное обучение, направлялась на дополнитель­ное обучение по 120-часовой программе специальной подготовки для службы, как в пехоте, так и в специальных родах войск. В соответствии с положением о специальной военной допризывной подготовке утвержденной Реввоенсоветом 20 апреля 1922 года она должна была углубить и расширить общее военное обучение допризывников и сообщить им начальные сведения о соответствующей специальной отрасли военного дела. По каждому роду войск Главным управлением всеобуча разрабатывалась своя программа обучения. Занятия проводились инструкторами назначенными военкоматами, а при их недостатке и комсоставом воинских частей, на базе которых проводилась подготовка. Призывникам , прошедшим специальную подготовку предоставлялось право проходить службу в том роде войск , по которому они готовились.

Московские комиссариаты с энтузиазмом включились в работу по допризывной подготовке молодежи. Не случайно в приказе командующего войсками Московского военного округа Н.И. Муралова за успешную подготовку допризывников военному комиссару г. Москвы и губернии Н.Г. Алмазову и помощнику тов. И. Артемьеву была объявлена благодарность.

8 августа 1923 года Декретом ЦИК и СНК СССР «Об орга­низации территориальных войсковых частей и проведения военной подготовки трудящихся были заложены законодательные основы смешанной территориально-кадровой системы комплектования армии, просуществовавшей до середины тридцатых годов.

Согласно декрету воинская обязанность переменного состава территориальных частей складывалась из 4-летней воен­ном службы в форме ежегодных краткосрочных (не более 2 месяцев) сборов и состояния в запасе до 40-летнего возраста. Декретом предусматривались и другие формы выполнения воинской обязанности: предварительная военная подготовка (с юно­шами в возрасте от 16 до 18 лет); допризывная военная подготовка (с лицами, достигшими 19 лет); вневойсковая военная подготовка (с лицами, по различными причинам не проходивши­ми действительную военную службу).

Переход на кадрово-милиционную систему устройства воору­женных сил страны позволил охватить боевой подготовкой боль­шую часть населения, поддерживать на необходимом уровне бо­еспособность войск при минимальных экономических затратах на их содержание в обстановке, когда народное хозяйство страны только начало восстанавливаться. С переходом армии на новые принципы организационного строительства перед военными ко­миссариатами возникли задачи большой сложности по осуще­ствлению территориально-милиционной системы, организации до­призывной и вневойсковой подготовки, осуществлению призывов военнообязанных на сборы и на службу в территориальных час­тях, а также налаживанию воинского учета на местах.

Добавлено (20.04.2010, 15:28)
---------------------------------------------
Основные направления военной реформы были продиктованы жизнью и сводились к реорганизации и укреплению аппарата уп­равления военного ведомства, введению смешанной системы ком­плектования армии, сочетанию кадровых и территориально-мили­ционных формирований, определению принципов национального военного строительства в рамках СССР, упорядочению порядка прохождения военной службы, введению единоначалия в армии, установлению плановости в боевой учебе и усилению воспитательной работы среди личного состава. Сущность экономического ас­пекта военной реформы того периода наиболее ярко проявились в 2-х ее направлениях: в переходе к смешанному принципу стро­ительства войск и в принятой системе снабжения армии и флота. Прежде средством, обеспечивающим планомерное проведе­ние мобилизации страны, должна была постоянная армия. Но в стремлении облегчить для населения военное бремя в 1924 году армия была сокращена еще на 50 тысяч человек, и, таким об­разом, вместо прежних 610 тысяч осталось 560 тысяч человек. А так как из этого числа значительная часть приходилась на ты­ловой аппарат и обслуживающие элементы, то на долю собст­венно боевых частей армии оставалось еще меньше. Поэтому го­ворить достаточно сильной армии, способной обеспечить оборо­носпособность страны в тех условиях не приходилось.

Резкое сокращение вооруженных сил и ограниченные финан­совые возможности государства создавали большие трудности в подготовке армии к мобилизационному развертыванию в воен­ное время. Ежегодная общая численность призывного состава (без ущерба для народного хозяйства) составляла около 900 тысяч человек, но Красная Армия могла принять не более 300 тысяч военнослужащих. Таким образом, до 600 тысяч человек ежегодно не могли получить военную подготовку.

При общем сокращении армии милиционная система позво­ляла сохранить большее число воинских соединений с их аппа­ратом и основными офицерскими кадрами в качестве ядра для развертывания их в военное время. Они были постоянной воен­ной организацией, переменным являлся лишь рядовой состав и часть командного состава. Причем штат территориальной диви­зии мирного времени был довольно значительным. Он составлял 16 процентов от штатного состава дивизии военного времени. В то же время штат кадровой дивизии составлял несколько более 25 процентов от штата дивизии военного времени.

Основным достоинством такой системы была ее относитель­ная экономичность. В 1925 году на содержание кадровой ди­визии требовалось 1 млн. 800 тыс. рублей, а территориальной - 1 млн. 700 тыс. рублей. Однако в кадровой дивизии военную подготовку получало 4,4 тыс. человек за 2 года, а в террито­риальной - 12 тыс. человек за 8 месяцев.

Переход к территориальной системе обучения войск был вынужденной мерой, вызванной экономическими трудностями необходимостью уменьшить расходы на содержание армии. При том уровне техники и сложившемся международном положении она себя полностью оправдала, поскольку непосредственной угрозы вооруженного нападения на СССР не было. Наряду с этим в территориальной системе имели место и нед­остатки (слабая теоретическая и практическая подготовка переменного командного состава, низкая материально-техническая база и др.).

Народный Комиссар по военным и морским делам М.В. Фрунзе объяснял причины, побудившие руководство страны при­ступить к созданию территориально - милиционных формирова­ний следующим образом: «в основе нашего военного устройства лежит принцип сочетания постоянной кадровой армии с ми-лицией. Милиционное строительство - вопрос новый и к нему следует подходить осторожно. Вы можете спросить: нет ли какого-нибудь другого средства, чтобы разрешить вопрос о стро­ительстве наших вооруженных сил, оставаясь на почве старых, привычных методов организации кадровой армии, а не милиции? Это средство есть, но мы воспользоваться им не можем. Этот выход могла бы нам дать постоянное кадровая армия такой чис­ленности, какую имел царь в свое время... Но содержание та­кой армии легло бы, во-первых, непосильным бременем на пле­чи населения и, во-вторых, это, действительно, служило бы для всего мира доказательством красного империализма, ибо ар­мия мирного времени в таком числе есть армия нападения, а не обороны. Вот почему этим путем мы идти не можем ни по поли­тическим, ни по финансовым соображениям и выход находим в сочетании момента кадровой армии с милиционной системой». Сразу после принятия Декрета «Об организации территори­альных войсковых частей и проведения военной подготовки тру­дящихся началось повсеместное создание территориально-милиционных формирований. Уже 1923 году из призванных по Москве и губернии почти половина (5495 человек) были зачис­лены в территориальные части. Всего же в этом году новые формирования в РККА составляли 17,2 процентов от общего количества соединений. К 1926 году их удельный вес достиг уже 65,8 процентов. При этом почти все стрелковые дивизии на территории Московского военного округа были переведены на новый принцип комплектования.

Добавлено (20.04.2010, 15:30)
---------------------------------------------
В июле 1924 года Оргбюро ВКП (6) обсудило возможнос­ти установления единоначалия в Вооруженных Силах, приняло решение о постепенном переходе к нему и возложило решение этой задачи на РВС СССР. 30 июля Реввоенсовет издал приказ о присвоении всему командному составу единого звания «ко­мандир РККА. Осенью того же года были установлены знаки различия: «треугольники» для младшего, «квадраты» для средне­го, «прямоугольники» (шпалы) для старшего, «ромбы» для высше­го командного состава. Командный состав РККА был разделен не только на четыре группы, но и на 14 категорий.

С завершением демобилизации и переходом на смешанную систему комплектования вооруженных сил допризывная подго­товка молодежи приобрела исключительно важную роль в дея­тельности военных комиссариатов. Увеличивалось количество проводимых мероприятий. Так, 18 августа 1923 года под руководством и при непосредственном участии военкоматов столицы во всех районах г. Москвы проводились праздники, посвященные Международному юношескому движению. На торжествах с призывниками состоялись конференции, читались лекции, доклады. Демонстрировались кинофильмы. Всего в этих мероприятиях приняло участие 8094 допризывника.

В ходе совещаний со столичными военкоматами, проводимых по вопросам допризывной подготовки в это время, особое внимание обращалось работе с допризывниками по вопросам военной пропаганды, работы кружков физкультуры, проведение в контакте с местными партийными и комсомольскими организациями спектаклей, кинопоказа, вечеров, бесед. Всем инст­рукторам в военкоматах предписывалось «принять все меры к более успешному проведению обучения граждан 1902 года и помнить, что в Красную Армию осенью 1923 года должен явиться вполне подготовленный состав.

Военный комиссар г. Москвы и Московской губернии Н.Г. Ал­мазов докладывал президиуму Моссовета об организации допризывной подготовки граждан, родившихся в 1902 и 1903 годах. Он отмечал, что «учетная часть по выполнению программы обу­чения и самообучение будет проведена Комсоставом 14-й диви­зии и начнется не позднее 1-го октября с/г». Работа по органи­зации пунктов обучения, оборудованию учебных мест, учет и регистрация допризывников, снабжение учебными пособиями ложи­лась на аппарат военкомата при содействии местной власти. На заседании президиума Моссовета рассматривался вопрос о вы­делении дополнительных денег на эти мероприятия. Так же до­водилась дислокация пунктов обучения граждан.

Сборные команды допризывников г. Москвы и Московской губернии в 1923 году заняли первое место на лыжных соревно­ваниях на первенство РККА и в первенстве Московского военно­го округа по легкой атлетике, футболу и городкам. Однако эф­фективность этой работы все еще оставляла желать лучшего, особенно в плане массовых оздоровительных мероприятий. В том же году из подлежащих призыву были признаны годными к службе лишь чуть больше половины.

В последующие годы возрастал охват молодежи допризыв­ной подготовкой. Так в 1924 году в г. Москве ею было охвачено более 14 тысяч человек. Совершенствовались формы работы, в частности, 12 января 1925 года было проведено гарнизонное делегатское собрание допризывников г. Москвы. На собрании при­нимали участие 700 допризывников, 200 красноармейцев и 60 курсантов. На конференции присутствовал заместитель команду­ющего войсками Московского военного округа Базилевич Т.Д., который призвал собравшихся успешно окончить допризывную подготовку. Открывая собрание, Военный комиссар г. Москвы и Московской губернии Иванов А.И. указал, что «допризывная мо­лодежь должна должным образом изучать военное искусство, укреплять свое здоровье и пополнять умственный багаж.

Существенной реорганизации подверглись местные органы во­енного руководства, которые были приведены в соответствии с новой системой строительства Вооруженных Сил. До военной ре­формы губернский военкомат являлся высшим военно-админист­ративным органом губернии. Ему подчинялись уездные военные комиссариаты, которые представляли собой первичные военно-мобилизационные органы и ведали всеми вопросами, связанными с отбыванием гражданами воинской повинности, призывом на во­енную службу и учетом военнообязанных. Территориальная сис­тема комплектования войск расширила функции окружного воен­комата. Из аппарата, ведавшего прежде всего лишь учетно-мобилизационными делами, он превратился в организатора всей во­енной работы на территории округа, а губернские военкоматы оказались лишь промежуточной инстанцией.

Добавлено (20.04.2010, 15:30)
---------------------------------------------
По мере расширения строительства милиционно-территориальных формирований все более обнаруживалась необходи­мость перестройки органов местного военного управления. Ми­лиционные дивизии комплектовались по территориальному прин­ципу, и их боевая готовность в большей степени зависела от то­го, как органы местного военного управления обеспечат ком­плектование этих частей и соединений личным составом и все­ми материальными ресурсами.

Командование милиционных соединений и частей все теснее связывалось с военкоматами, ведавшими учетом и мобилизаци­ей населения и руководило их деятельностью. По указанию ко­мандиров войсковых частей военкоматы проводили среди насе­ления всю подготовительную организационно-учебную работу для милиционных формирований. Они же являлись связующим звеном между войсковыми частями и местными советскими, партийными и профсоюзными органами.

В то же время милиционные войсковые части и соединения сами стали решать отдельные задачи, которые ранее возлагались на органы местного военного управления. Они самостоятельно учитывали приписанных к ним местных жителей, производили их медицинское освидетельствование, ведали вопросами перемещения и выбытия приписанных и т.д. В связи с этим ЦИК и СНК СССР 9 января 1925 года приняли постановление «О реорганизации местных органов Народного комиссариата военно-морским делам».

В соответствии с данным постановлением в 1925 году была произведена реорганизация органов местного военного управле­нии в интересах развернувшегося территориально-милиционного строительства Советских Вооруженных Сил. При этом административные функции возлагались на Главное Управление РККА, которое должно было руководить учетом и призывом военно­обязанных, штатным устройством, комплектованием частей, пе­ремещением командного состава.

Для более тесной связи с населением и местными органами власти в мае 1925 года были созданы территориаль­но войска. В губерниях, где не было военных частей, создавались губернские управления территориальных округов, а в губерниях, на территории которых располагались штабы соединений, были образованы корпусные или дивизионные управления территориальных округов, которые организацион­но были связаны с войсковыми соединениями. Управления территориальных округов ведали вопросами приписки и учета военнообязанных, лошадей, обоза, проведением очередных призывов граждан на действительную военную службу и по мобилизации, составлением мобилизационного плана, организацией и проведением допризывной и вневойсковой подготовки, обеспечением квартирным довольствием частей, вопросами службы караульных частей.

В ходе этой реорганизации Военный комиссариат г. Москвы и Московской губернии, на основании приказа РВС СССР 346, преобразуется в Управление территориального округа г. Москвы и Московской губернии с сохранением ранее возложен­ных функций. Он переезжает из дома 5а на улице Белинско­го, где дислоцировался с 1924 года, в помещение по адресу ул. Никольская, 8. Одновременно город Москва включается в состав управления мобилизационного округа Московской облас­ти. В приказе 1 Управления территориального округа г.Москвы и Московской губернии от 1 мая 1925 года его начальник Иванов Алексей Иванович, объявив о переформировании комиссариата, возложил на своего помощника Брагина Василия Ивановича руководство военно-допризывной подготовкой.

Значительные трудности в работе органов местного военного управления, в период перехода армии к территориально-милици­онному строительству, были вызваны отсутствием необходимых регламентирующих документов, которые определяли бы порядок призыва граждан для службы в армии, предоставления отсрочек и льгот, сроки прохождения службы, порядок увольнения выслу­живших установленные сроки службы и т. д.

Добавлено (20.04.2010, 15:30)
---------------------------------------------
Большое значение в деле упорядочения деятельности по укомплектованию войск личным составом имел Закон об обяза­тельной военной службе, принятый 18 сентября 1925 года, по­скольку предусматривал прохождение службы призываемых в армию на должности рядового и младшего командного соста­ва как в кадровых, так и в территориально-милиционных частях. Он определял задачи по допризывной подготовке молодежи, порядок проведения призыва граждан на действительную воен­ную службу и предоставление льгот и отсрочек, прохождение действительной военной службы и пребывание в запасе, права и обязанности граждан, призванных на действительную военную службу и т. д. Основные принципы и формы реализации воин­ской обязанности были сохранены в последующих редакциях закона, изданных в 1928 и 1930 годах.

Этот закон устанавливал продолжительность обязательной военной службы для красноармейского и младшего командного состава в 21 год (с 19 до 40 лет). Она включала: допризывную подготовку лиц мужского пола по достижению 19 лет; действительную военную службу лиц достигших 21 года продолжительно­го 5 лет, состояние в запасе - 14 лет. При этом действительная служба в кадровых частях слагалась из непрерывной службы в течение 2-4 лет (в зависимости от рода войск) и пребывания 1-3 года в долгосрочном отпуске с привлечением на учебные сборы продолжительностью не более двух месяцев.

Наряду с этим большая часть молодых людей проходила службу в милиционно-территориальных частях в течение пяти лет, призываясь на краткосрочные сборы общей продолжительностью 8-12 месяцев (в зависимости от рода войск). При этом первый год службы следовало пройти трехмесячное обучение в переменном составе территориальных частей. В промежутках между сборами красноармеец считался в краткосрочном отпуск e и занимался своей постоянной работой.

По закону об обязательной военной службе в стране была введена вневойсковая подготовка. Она являлась одним из видов действительной военной службы. К вневойсковой подготовке во­еннослужащих привлекались все трудящиеся призывного возраста, годные к военной службе, но оставшиеся в излишке после выполнения нарядов на укомплектование РККА. Общий срок действительной военной службы этих лиц составлял 5 лет, общая же продолжительность обучения на сборах - 6 месяцев, а и течение каждого года службы - не свыше 3 месяцев.

Нетрудовые элементы исполняли воинскую обязанность в составе тылового ополчения. В мирное время с них взимался специальный военный налог. В военное время предусматривалось их ис­пользование в составе особых команд по обслуживанию тыла и фронта.

К допризывной подготовке привлекались все трудящиеся мужского пола после достижения ими 19 лет на 1 января того года, когда они привлекаются к подготовке. Срок допризывной подготовки определялся в 2 месяца (по месячному учебному сбору в течение двух лет). Перед сборами допризывники освиде­тельствовались на предмет годности к военной службе. Негодные освобождались и исключались с учета военнообязанных.

Призыв в армию военными комиссариатами, согласно Зако­ну об обязательной военной службе, был проведен осенью 1925 года. Призывались граждане, родившиеся в 1903 году. Перед призывом был тщательно уточнен призывной контингент и определена потребность войск в молодом пополнении. Деталь­но разрабатывалась техника проведения призыва, для чего бы­ло издано «Руководство по очередным призывам». Составлена инструкция по вопросам медицинского освидетельствования и распределения призываемых по родам войск.

Добавлено (20.04.2010, 15:31)
---------------------------------------------
Вопросы призыва находили широкое отражение в Московской прессе. Так в 1925 году в окружной газете «Красный во­ин» была опубликована статья командующего войсками Московского военного округа К.Е. Ворошилова «Очередной призыв и Красная Армия», которая получила широкое обсуждение. Боль­шое внимание привлекло письмо Революционного Совета Рес­публики и председателя Совета Народных Комиссаров СССР по вопросу призыва молодежи 1903 года рождения. Под руб­риками «День призыва», «Усердно изучай военное дело», «Усерд­но учась, крепим мощь Красной Армии», «Среди допризывников» печатались сообщения из военкоматов, районных пунктов о подготовке допризывников, о положительном опыте работы. Одновременно публиковались разъяснительные материалы о льготах, предоставляемых красноармейцам и их семьям, зада­чах призывников, сроках и местах призыва.

Эти мероприятия позволили перейти к комплектованию во­оруженных сил личным составом на основе твердых законопо­ложений, регламентировавших отбывание гражданами воинской повинности. С 20 октября по 14 ноября 1925 года из г. Моск­вы было отправлено в армию и флот 5673 человека. Успешно­му проведению призыва граждан 1903 года рождения способ­ствовало усиление работы среди допризывной молодежи. В то же время из отправленных призывников 15 процентов составля­ли безработные, а 449 человек согласно официальным данным пришлось отправить в части в нетрезвом виде.

Все это заставляло изыскивать новые формы и методы рабо­ты. В частности стали широко практиковаться проверки состояния допризывной подготовки в районах Москвы специальными комис­сиями. Так осенью 1925 года такая работа была проведена в Рогожско-Симоновском районе. Из общего количества допризывни­ков этого района рабочих было 484 человека, безработных - 120, крестьян - 22, служащих - 143, в том числе неграмотных -20, малограмотных - 50. Результаты проверки показали, что район в целом оборудован для проведения занятий. Командный состав подговлен хорошо, но политруки очень слабо. Пропуски занятий незначительны, однако комсомольцы, которых в составе допризывников было 18 процентов, пропускали порядка 50 процентов занятий, объясняя это комсомольской нагрузкой. Имелись случаи увольнения допризывников с работы за посещение военной подготовки. Были намечены пути искоренения недостатков.

Совершенствовалась подготовка и командного состава запаса. В декабре 1925 года было введено в действие Положе­ние о порядке проведения переподготовки начсостава, находя­щегося в долгосрочном отпуске и в запасе РККА. В этих целях местные органы военного управления Москвы провели переучет начальствующего состава, не состоящего на действительной военной службе в РККА.

Переподготовка проводилась при штабах дивизий. Лица командного состава запаса привлекались на учебные сборы, военные игры, полевые поездки и маневры. Общий срок сбора за время нахождения в запасе составлял около года. По окончании переподготовки проводилась проверка усвоения программы и аттестование в целях определения пригодности обучавшихся к исполне­нию определенных должностных обязанностей в военное время.

Перевооружение армии, создание новых и модернизация существующих родов войск предъявляли повышенные требования к уровню технической подготовки, как постоянного состава, так и допризывников. Оснащение войск новой боевой техникой и более совершенным вооружением требовало от командиров и бой­цов не только глубоких теоретических знаний, но и практических навыков. Реввоенсовет разработал ряд мероприятий по совершенствованию системы подготовки командного состава, по реор­ганизации и расширению сети высших и средних учебных заведений. Был издан приказ «Об овладении техникой и технической пропаганде, в котором предъявлялись требования по настойчивому овладению личным составом техникой, тщательному уходу за ней, исключавшему аварийность. Принципиально новым было со­здание специализированных учебных заведений, которые позво­ляли готовить кадры с учетом технической оснащенности войск и входивших в них родов войск, особенностей их боевого приме­нения. Создавались военно-технические кружки, широко распро­странялся опыт лучших специалистов, читались лекции и докла­ды на технические темы.

Добавлено (20.04.2010, 15:31)
---------------------------------------------
Новые подходы к системе подготовки призывников нашли свое отражение в «Инструкции по проведению очередного при­зыва в 1926 году утвержденной командующим войсками Мос­ковского военного округа Г.Д. Базилевичем и разосланной начальникам управлений территориальных окру­гов.

В этом документе особое внимание было обращено на прове­дение тщательного от­бора призываемых, пригодных для про­хождения военной службы во всех отно­шениях; планомерное распределение при­званных по категориям и частям в зависимос­ти от их психофизиче­ского состояния, социального положения, специальностей; рав­номерное использова­ние всех команд по призыву на призывных участках; планомер­ное выполнение работ по призыву, позволявшее сосредоточить все имеющиеся силы и средства на любом моменте работ; всемерное упрощение ра­бот в целях экономии сил и времени органов, производивших призыв, и самих призываемых. В результате призыв 1926 года прошел организовано. Из Москвы было призвано 18124 челове­ка.

В последующие годы работа по организации призывов нахо­диться в центре внимания местных органов военного управления. Так в приказе 191 от 12 августа 1927 года Управления терри­ториального округа г. Москвы и Московской губернии «О призыве на действительную военную службу граждан, родившихся 1905 году отмечались недостатки прошлого призыва и ставились задачи по подготовке нового.

В частности, выдвигались требования по совершенствованию отбора тыло-ополченцев, улучшению работы медкомисий по медосвидетельствованию призывников, выявлению всех неграмотных и малограмотных среди призывников и организации с ними занятий в специальных пунктах, более широкому привлечению общественных организаций (ОСОАвиахим, МОПР, ОДР и др.) и культ-шефов (союзы РАБИС и РАБПРОС), повышению эффективности справочной работы и другие. За подписью начальника Управления территориального округа г. Москвы и губернии А.И. Иванова, начальника мобилизационной части Лямина, начальника 3-го от­деления Юдина были подготовлены и направлены рекомендации но порядку призыва, формах доклада, план испытания по меди­цинским данным призываемых, список амбулаторий, к которым прикреплены призывные комиссии.

Следовательно, во второй половине двадцатых годов из го­да в год возрастала роль местных органов военного управления в комплектовании личным составом армии и флота, в поддер­жании необходимой их боевой готовности. Эта тенденция обус­ловила восстановление в г. Москве: Краснопресненского, Бау­манского, Сокольнического, Замоскворецкого, Пролетарского и Хамовнического районных военных комиссариатов, которые начинали функционировать с 1 ноября 1929 года. Одновремен­но Управление территориального округа г. Москвы и Москов­ской губернии преобразуется в Управление территориального округа 2-го стрелкового корпуса, начальником которого назна­чается Коршунов Николай Михайлович. Эти изменения были связаны еще и с тем, что в Советском Союзе происходили тер­риториально-административные преобразования, в ходе кото­рых губернии и уезды упразднялись, а взамен вводилось деле­ние на области, подразделявшиеся на округа, а последние в свою очередь - на районы.

Добавлено (20.04.2010, 15:32)
---------------------------------------------
В годы технического перевооружения Красной Армии была значительно расширена сеть военно-учебных заведений, перест­роено содержание учебных планов и программ. Если до 1929 го­да военные школы готовили командные кадры в основном для пе­хоты и кавалерии, то в начале 30-х годов делается упор на подготовку танкистов, артиллеристов, связистов, саперов и других специалистов. В этот период местные органы военного управления Мо<

 
jagerДата: Вторник, 20.04.2010, 16:01 | Сообщение # 2
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 48
Репутация: 0
Статус: Offline
В этот период местные органы военного управления Москвы усиленно занимаются работой по комплектованию воен­но-учебных заведений страны. Разрабатываются рекомендации по вербовке добровольцев в военные школы, список учебных заведе­ний и необходимые документы при оформлении личных дел.

19 января 1931 года Управление территориального округа 2-го стрелкового корпуса преобразуется в Московский корпусной округ, дислоцирующийся с 1 марта 1931 года по адресу: ул. Кро­поткина, дом 7. В 1932 году на основании приказа командующе­го войсками Московского военного округа 024 от 14 февраля 1932 года в составе Московского корпусного округа создается Московский городской военный комиссариат для руководства те­кущей и мобилизационной работой райвоенкоматов г. Москвы, для связи с отделениями Моссовета по ведению мобилизацион­ной работы и ведению гарнизонного мобилизационного плана. Однако в 1933 году его деятельность была прекращена.

 
jagerДата: Вторник, 20.04.2010, 16:04 | Сообщение # 3
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 48
Репутация: 0
Статус: Offline
В начале 30-х годов в РККА впервые стали готовиться част­ные варианты мобилизационного расписания. Наставлениями был установлен четкий порядок разработки мобпланов. Ком­плектование войск проводилось двумя методами: индивидуальной приписки военнообязанных к частям из районов их комплек-тования; приписки к военкоматам с последующим формированием команд на сборных пунктах райвоенкоматов и направления их в части. Планировалось маневрирование ресурсами, для чего создавались резервы на сборных пунктах. По решению правительства при военкоматах создавались учебные группы, где по специальной программе велось обучение военному делу лиц, не призванных в кадры по каким-либо причинам. Здесь же проходила обучение молодежь очередного призыва.

Для активизации этой работы в г. Москве по приказу Ко­мандующего войсками Московского военного округа 0142 от 14 августа 1935 года, из состава управления мобилизационного округа Московской области, выделяется и формируется Московский городской военный комиссариат с функциями самостоятельного мобилизационного округа. Приказом Москов­ского городского военного комиссара 01 от 11 октября 1935 года он считается сформированным по штату 3/502 2 октября 1935 года мосгорвоенкомат разместился в доме 8 по ули­це 25 Октября, занимаемом управлением мобилизационного округа Московской области. Ему были подчинены: Бауманский, Дзержинский, Кировский, Краснопресненский, Ленинский, Октябрьский, Пролетарский, Сокольнический, Сталинский и Фрунзенский военные комиссариаты. Московским городским военным комиссаром стал Романычев Яков Иванович.

В связи с изменением районирования города Москвы и разукрупнением ее районов, в соответствии с приказом Московского городского военного комиссариата 12 от 2 октября 1936 года, изданного во исполнение директивы Начальника штаба МВО 10486/0 от 26 сентября 1936 года, переформировывались прежние районные военные комиссариаты города Москвы, кото­рые перешли на содержание по штату 3/602. Кроме того, с 15 октября 1936 года формируются 13 новых районных военных ко­миссариатов. В результате, в подчинении Московского горвоен­комата стали находиться следующие районные военные комисса­риаты: Бауманский, Дзержинский, Железнодорожный, Коминтерновский, Киевский, Кировский, Краснопресненский, Красно­гвардейский, Куйбышевский, Ленинградский, Ленинский, Молотовский, Октябрьский, Первомайский, Ростокинский, Пролетар­ский, Сокольнический, Свердловский, Сталинский, Советский, Таганский, Москворецкий и Фрунзенский.

Немаловажную роль в работе военкоматов имело Постанов­ление Центрального Исполнительного Комитета и Совета На­родных Комиссаров СССР от 22 сентября 1935 года «О введе­нии персональных званий начальствующего состава Рабоче-крес­тьянской красной армии и об утверждении Положения о прохож­дении службы командным и начальствующим составом РККА». В нем отмечалось: «На современном этапе строительства воору­женных сил Советского Союза роль командных кадров Рабоче-крестьянской красной Армии приобретает первостепенное значе­ние... Для всей массы командиров, политических работников, во­енных инженеров, техников, врачей, военно-хозяйственного, ад­министративного и военно-юридического состава служба в РККА становится пожизненной профессией, и особенности этой служ­бы требуют точного, законом регламентированного порядка, ее прохождения. Особо ответственные задачи в деле обучения и воспитания красноармейских масс, возложенные на начальствую­щий состав в целом, и ведущая роль командира в бою требует установления военных званий, отчетливо выражающих военную и специальную квалификацию каждого командира и начальствую­щего лица, их служебный стаж и заслуги, их власть и авторитет, командиров и начальников...».

 
jagerДата: Вторник, 20.04.2010, 16:04 | Сообщение # 4
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 48
Репутация: 0
Статус: Offline
В Постановлении определялись сроки обязательной военной службы, излагался порядок назначения на должности. Этим постановлением впервые в истории советских вооруженных сил устанавливались командные, а также специальные воинские зва­ния. Для комсостава сухопутных и воздушных сил - лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор, полковник, комбриг, ком­див, комкор, командарм 2 ранга, командарм 1 ранга. Персо­нальные звания устанавливались и для военнослужащих других видов вооруженных сил, родов войск и служб; для рядового и младшего начальствующего состава сухопутных и воздушных сил - красноармеец, отделенный командир, младший комвзвод, старшина. Военно-политическому составу присваивались звания: политрук, старший политрук, батальонный комиссар, полковой комиссар, корпусной комиссар, армейский комиссар 2 ранга, армейский комиссар 1 ранга. Особо отличившимся ли­цам высшего командного состава присваивалось звание Мар­шал Советского Союза. В целом, введение званий позволяло военкоматам более четко определять военную и специальную квалификацию каждого командира и начальника и более пра­вильно предназначать их в случае призыва из запаса.

Обострение международной обстановки в тридцатых годах, рост военных бюджетов, гонка вооружения в крупнейших раз­витых странах, увеличение численности и технической оснащен­ности их армий, явная подготовка новой мировой войны - все это настоятельно требовало новых серьезных изменений в со­ветском военном строительстве. В условиях нарастания угрозы войны территориально-милиционная система, на основе которой комплектовалась личным составом значительная часть соедине­ний и частей Советского Союза, не отвечала складывавшейся обстановке и не обеспечивала решения оборонных задач. На­зрела необходимость перехода на новый принцип комплектова­ния войск с хорошо обученным личным составом.

В связи с этим стали приниматься энергичные меры по посте­пенному переходу армии на кадровую основу путем постепенного уменьшения количества территориально-милиционных частей и со­единений. К 1937 году численность Красной Армии достигла 1 млн. 433 тыс. человек, и в ее составе до 77 процентов всех стрелковых дивизий уже были кадровыми, хотя еще год назад примерно такая же цифра характеризовала наличие территориаль­ных дивизий.

Сложности комплектования отечественных вооруженных сил во второй половине 30-х годов объяснялись не только ростом численности войск, переходом на кадровую систему строительст­ва армии, значительным повышением удельного веса технических и специальных родов войск, но и потерями среди опытных военных кадров в период необоснованных репрессий. Только в 1937-1938 годах из армии было уволено 35020 человек из числа комнач-политсостава, из которых 9506 арестовано. Массовые репрессии этих лет не обошли стороной и Московский городской военный комиссариат. В 1937 году в число репрессированных по­пал и его руководитель - пол­ковой комиссар Романычев Яков Иванович. Он был по­смертно реабилитирован лишь в 1957 году определением военной коллегии Верховного Суда СССР.

Перевод системы ком­плектования войск на кадро­вую основу обусловил необ­ходимость коренной реорга­низации местных органов во­енного управления для резко­го повышения эффективности их работы. Это было реали­зовано в ходе выполнения Постановления Совета Народ­ных Комиссаров СССР от 7 июня 1938 года, которым было утверждено новое положение «О местных органах военного управления. В связи с этим произошли изменения в структуре и характере деятельности военных комис­сариатов. Вся система военных комиссариатов, приспособленная к специфике комплектования личным составом территориально-милиционных частей и соединений, была перестроена заново.

Общее руководство военными комиссариатами было воз­ложено на Генеральный штаб, а на местах - на командующих войсками военных округов. Совершенствовалась структура Московских военкоматов. Военный комиссариат г. Москвы, который с 1 января 1937 года располагался по адресу: Ho винский бульвар, дом 13, проводил большую работу по обеспечению мобилизационной готовности частей Красной армии, подготовке молодежи к военной службе и ее призыву, военно-патриотическому воспитанию населения.

 
jagerДата: Вторник, 20.04.2010, 16:04 | Сообщение # 5
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 48
Репутация: 0
Статус: Offline
Для лучшей координации работы с местными органами власти по военно-оборонным вопросам военные комисса­риаты одновременно стали являться военными отделами исполкомов Советов. Проведенная в 1938 году реорганизация военных комиссариатов позволила значительно усовершенствовать систему учета военнообязанных и организацию призыва в условиях мирного и военного времени, повысила уровень мобилизационной работы. Московским городским военным комиссаром с 28 августа 1938 года стал батальонный комиссар Жизняков Николай Васильевич.

26 марта 1939 года было утверждено мобилизационное расписание 22, наиболее совершенное из довоенных. В нем было учтено, что база формирования войск значительно рас­ширилась. Приписка военнообязанных производилась только к частям с непосредственной явкой туда при мобилизации. Всем приписанным военнообязанным выдавалось мобилизаци­онное предписание, в котором имелся специальный проездной билет и талон для извещения райвоенкомата об убытии в часть. В то же время учет приписанных велся в трех инстанциях: учетном органе милиции (военный стол), в райвоенкомате и в части, что вызывало немало неудобств.

В 1938 году вместо политических секретариатов в областных и крупных городских военкоматах, по решению Главного политического управления, формируются политические отделы. Первым начальником политического отдела Московского городского военного комиссариата стал батальонный комиссар (с 8 апреля 1942 года - полковой комиссар, а с 20 декабря 1942 года -полковник) Галкин Василий Дмитриевич. Московским горвоенкомом с 1939 года был полковник (с 1943 года - генерал-май­ор) Черных Григорий Кузьмич.

1 сентября 1939 года внеочередная 4-я сессия Верховного Совета СССР приняла Закон о всеобщей воинской обязаннос­ти. Новый закон снимал имевшиеся ранее классовые ограниче­ния в воинской службе и закреплял кадровый принцип строи­тельства армии, формы реализации воинской обязанности и по­рядок прохождения воинской службы были приведены в соот­ветствие с принятой в 1936 году Конституцией СССР, провоз­гласившей всеобщую воинскую обязанность законом, а воин­скую службу в рядах Вооруженных Сил - почетной обязаннос­тью всех граждан СССР без различия их классовой принадлеж­ности. Защита Отечества объявлялась священным долгом каж­дого гражданина Советского Союза.

Этот закон определил новые направления в деятельности во­енных комиссариатов по обеспечению армии и флота личным со­ставом. Перед военными комиссариатами встала задача обеспе­чения личным составом вооруженных сил, перешедших на кадро­вую основу и оснащенных новой военной техникой и вооружени­ем. Территориально-милиционные формирования укомплектовы­вались личным составом за счет граждан, проживающих в райо­нах дислокации этих частей, то есть по территориальному прин­ципу. Комплектовать кадровые вооруженные силы по территори­альному принципу оказалось нецелесообразным, а во многих случаях и невозможным, особенно это касалось танковых войск, военно-воздушных сил и военно-морского флота.

В связи с этим, в деятельности военных комиссариатов по комплектованию войск личным составом получил развитие новый принцип, называемый экстерриториальным. Применение его бы­ло вызвано, во-первых, тем, что кадровые части и соединения (в отличие от территориальных) дислоцировались безотносительно к наличию призывных контингентов в данном районе, а исключительно в интересах их оперативно-стратегического предназначе­ния. Во-вторых, учитывая большие социально-экономические преобразования в стране, изменившие техническое оснащение армии, а также рост общеобразовательной и технической подготовленности молодежи, этот принцип комплектования обеспечивал наиболее целесообразное распределение в масштабе страны призывных контингентов по войсковым частям, соедине­ниям и родам войск с учетом общеобразовательного уровня, "гражданской специальности и квалификации, состояния здоровья и других качеств.

Согласно Закону о всеобщей воинской обязанности 1939 года служба в армии и на флоте состояла из действительной военной службы и службы в запасе.

 
jagerДата: Вторник, 20.04.2010, 16:09 | Сообщение # 6
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 48
Репутация: 0
Статус: Offline
Состоявшие на действи­тельной военной службе именовались военнослужащими, а состоявшие в запасе - военнообязанными. Призыву в армию пред­шествовала введенная законом начальная военная подготовка и допризывная подготовка молодежи. Законом было установлено два призывных возраста на действительную военную службу: для работающих в народном хозяйстве граждан - 19 лет и для окончивших среднюю школу - 18 лет. Время проведения еже­годных призывов на действительную военную службу повсемест­но устанавливалось с 15 сентября по 15 октября. Организация и проведение призывов возлагалась на военные комиссариаты. В течение января-февраля районными (городскими) военными ко­миссариатами осуществлялась приписка граждан, которым до 1 января исполнилось 18 лет (учащихся средних школ - по до­стижению 17 лет).

Сроки действительной военной службы в сухопутных и внут­ренних войсках устанавливался для рядового состава - 2 года, для младшего начальствующего состава - 3 года. В случае не­обходимости военнослужащие могли быть задержаны на дей­ствительной военной службе на срок до 2 месяцев или переве­дены из одного рода войск, в другой с соответствующим изме­нением срока службы. Введение законом новых правовых норм позволило государству увеличить численность Вооруженных Сил в условиях начавшейся второй мировой войны (к 1 января 1938 года она составляла 1 513 400 человек, а к 1 января 1941 го­да - 4 207 000 человек).

Ко времени начала призывов при районных (городских) военных комиссариатах создавались призывные комиссии. Установле­ние всеобщей воинской обязанности, а также уменьшение при­зывного возраста и другие мероприятия были направлены на пол­ное удовлетворение армии и флота призывными контингентами как по количеству, так и по качеству. В то же время закон зна­чительно ограничивал льготы и отсрочки при призыве. В армию не призывались лица, арестованные и сосланные, а также лишенные по суду избирательных прав в период отбывания наказания.

В соответствии с законом женщины, имевшие медицинскую, ветеринарную и специальную техническую подготовку, могли ста­виться на воинский учет и приниматься на действительную военную службу, а также привлекаться на учебные сборы. В военное вре­мя женщины, имевшие указанную подготовку, призывались в ар­мию для несения вспомогательной и специальной службы.

В целях обеспечения лучшей организации обучения военно­обязанных и наиболее целесообразного их использования в слу­чае мобилизации, было установлено деление запаса на 2 кате­гории в зависимости от уровня военной подготовки. После дейст­вительной срочной военной службы военнослужащие зачислялись в запас 1-й категории. Военнообязанные, освобожденные от не­сения военной службы по семейному положению, призванные годными к несению строевой службы в военное время и оставши­еся в излишке по выполнению наряда, а также принятые на во­инский учет женщины состояли в запасе 2-й категории. Предель­ный возраст состояния в запасе был увеличен с 40 до 50 лет. Военнообязанные запаса могли призываться на учебные сборы.

По новому закону военнослужащие и военнообязанные вме­сто ранее практиковавшегося порядка коллективного принятия военной присяги стали принимать ее индивидуально. По своему служебно-правовому положению военнослужащие по-прежнему подразделялись на рядовой и начальствующий (младший, сред­ний, старший, высший) составы. В зависимости от характера вы­полнявшихся должностных обязанностей и полученной военной или военно-специальной подготовки начальствующий состав де­лился на командный, военно-политический, военно-технический, военно-хозяйственный и административный, военно-медицинский, военно-ветеринарный, военно-юридический.

 
jagerДата: Вторник, 20.04.2010, 16:10 | Сообщение # 7
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 48
Репутация: 0
Статус: Offline
Сроки действительной военной службы лиц начальствующего состава и состояния их в запасе в целях лучшего обеспечения Bo уженных Сил командными кадрами были увеличены, дифференцированы по воинским званиям и впервые закреплены в законодательном порядке. Увеличены были также сроки учебных и практических сборов начальствующего состава запаса (до 36 месяцев) В сентябре 1939 года дополнительно были введены звания подполковник и старший батальонный комиссар, а двумя годами раньше - младший лейтенант, младший политрук и младший техник. Таким образом, для среднего и старшего командного состава Красной Армии были установлены по существу офицер­ские звания. Логическим завершением мероприятий, направлен­ных на повышение авторитета командного состава, являлось введение указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1940 года генеральских званий. Для общевойсковых ко­мандиров это были: генерал-майор, генерал-лейтенант, гене­рал-полковник, генерал армии.

Для повышения ответственности младшего начальствующего состава за состояние боевой подготовки подразделений, воспи­тание и обучение бойцов, укрепление воинской дисциплины, а так­же для поднятия его авторитета в ноябре 1940 года были уста­новлены следующие воинские звания: младший сержант, сер­жант, старший сержант, старшина. Тем же приказом вводились воинские звания и для рядового состава - красноармеец и ефрей­тор.

В условиях развертываемой кадровой многомиллионной ар­ии военные комиссариаты умело организовывали на местах сложные мероприятия по налаживанию учета призывных контингентов, подготовке их к службе в армии, приписке к призывным меткам, предназначению по родам войск, призыву на действительную военную службу и отправке в войска. Сложные и ответственные задачи перед военными комиссариатами возникли в связи с развертыванием в предвоенный период большого количе­ства новых частей и соединений, которые потребовалось обеспе­чивать командными кадрами. В период 1939 - 1940 годов было создано много военных училищ и различных курсов младших лей­тенантов, для комплектования которых курсантами военные ко­миссариаты отбирали и направляли достойных кандидатов.

В соответствии с Законом о всеобщей воинской обязанности 1939 года военные комиссариаты оказывали большую помощь в проведении начальной военной подготовки учеников с 5-го до 7-го класса, а также допризывной военной подготовки учащихся старших классов средней общеобразовательной школы, других средних учебных заведений и студентов вузов, не прошедших действительную военную службу. Наряду с этим, военные комис­сариаты совместно с оборонным обществом Осоавиахим уделя­ли много внимания подготовке молодежи к службе в армии. Под непосредственным контролем военкоматов широко развернулась деятельность добровольных оборонных обществ и военных круж­ков. Готовились тысячи летчиков, парашютистов, планеристов, снайперов, значкистов «Готов к труду и обороне», «Готов к проти­вовоздушной и химической обороне».

С большим успехом в Москве осенью 1939 года прошел военизированный поход молодежи, посвященный Международ­ному юношескому дню, в котором участвовало более 35 тысяч призывников. Будущие воины действовали в разведке и боевом охранении, в наступлении и обороне с применением танков, ар­тиллерии, самолетов.

Настойчивая работа по военной подготовке молодежи дава­ла ощутимые результаты. Так, в 1939 году, в Москве было при­звано 46857 человек, из них годными к строевой службе призна­ли 81,9 процентов. Среди призывников Москвы 50 процентов бы­ло парашютистами, 7 процентов - летчиками, значительное число - снайперами и пулеметчиками. Почти 60 процентов призывников были значкистами «Готов к труду и обороне». Среди рабочих и служащих Московского автомобильного завода, призванных в 1939 году на военную службу, было 27 летчиков, 13 парашюти­стов, 21 снайпер, 28 шоферов, 13 мотоциклистов.

За качественную подготовку молодежи к военной службе по итогам подготовки и проведения призыва в 1939 году Поста­новлением Военного Совета МВО 7 от 20 февраля 1940 года Московскому городскому военному комиссариату было присво­ено первое место среди облвоенкоматов округа. При этом от­мечалось, что пополнение направленное в этом году по своему физическому и морально-психологическому состоянию выше прошлых лет и лучше подготовлено. Вместе с тем отмечался недостаточный контроль со стороны РОНО и РВК за посещае­мостью пунктов ликбеза призывниками. Указывалось, что в не­которых районах слабо было организовано лечение призывни­ков, а Дзержинский и Сталинский РВК допускали отправку при­зывников легко одетыми (в одних рубашках), в результате чего с пункта формирования приходилось призывников возвращать обратно и отправлять эшелоны в некомплекте.

 
jagerДата: Вторник, 20.04.2010, 16:10 | Сообщение # 8
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 48
Репутация: 0
Статус: Offline
Учтя эти недостатки на следующий год за лучшие показа­тели в подготовке и проведении призыва в 1940 году Москов­скому городскому военному комиссариату было присуждено переходящее Красное Знамя Народного комиссариата обороны СССР. Первое место среди районов Москвы в этом году занял Кировский район, которому вручалось переходящее Крас­ное Знамя исполкома Московского Совета депутатов трудящихся. Большая группа работников московских военкоматов награждалась нагрудными знаками «Отличник РККА».

В годы, непосредственно предшествовавшие Великой Оте­чественной войне, московские военкоматы проделали боль­шую работу по переучту военнообязанных в соответствии с принятым 1 сентября 1939 года новым Законом о всеобщей воинской обязанности, провели бронирование военнообязан­ных за народным хозяйством по вновь утвержденным Генераль­ным штабом таблицам бронируемых должностей и осущест­вили ряд других мероприятий, направленных на повышение мобилизационной готовности войск.

В условиях нарастания военной угрозы в 1940 году был при­нят новый мобилизационный план «МП – 40» с готовностью к 1 января 1941 года. Одновременно с августа 1940 года разрабатывался новый план «МП – 41», утвержденный в феврале 1941 го­да. В процессе разработки плана была достигнута тесная связь войсковых частей с комплектующими их военными комиссариа­тами. В этот период Мосгорвоенкомат занимался разработкой расчета комплектования частей. Приписка военнообязанных осу­ществлялась районными комиссиями в составе: председатель - райвоенком, члены - представители райкома партии, НКВД и командир части. Всем приписанным выдавались мобилизацион­ные предписания. Призыв по мобилизации предполагалось про­изводить через сборный пункт райвоенкомата или путем непо­средственной явки военнообязанных в части.

При укомплектовании боевых частей создавалась 15-ти про­центная надбавка сверх мобилизационной потребности с явкой приписанных непосредственно в части. Эта надбавка служила своеобразным «оргядром при развертывании части. Оповеще­ние о мобилизации и призыве военнообязанных проводилось следующими способами: при общей, открытой мобилизации -через печать, радио и персональными повестками; при скрытой мобилизации - повестками.

К 1941 году количество райвоенкоматов в городе Москве возросло до 25 в связи с организацией новых районов (Кали­нинского и Тимирязевского). В это время ведется активная работа по совершенствованию их структуры, подготовке людских и материальных ресурсов для обороны страны. Московский гор военкомат содержится по штату 3/801 численностью личном состава: офицеров - 43, служащих - 26. Общая численное и подчиненных ему районных военных комиссариатов составила: офицеров - 294, служащих - 185.

Таким образом, в период мирного строительства после окончания гражданской войны военный комиссариат города Москвы неоднократно реорганизовывался и переименовывался, включался в состав других органов и выделялся вновь, но воз­лагаемые на него функции всегда играли заметную роль в обес­печении обороноспособности Отечества. Комиссариаты города Москвы направляли свою деятельность на проведение военной реформы по переходу на систему смешанного комплектования, а в период усилившейся угрозы военной опасности на перевод армии на кадровую систему комплектования.

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024 Сайт управляется системой uCoz